Как натянуть цепь на бензопиле



как натянуть цепь на бензопиле

БЕНЗОПИЛЫ. ЗУБЫ ОСТРЫЕ, КАК БРИТВА.

Рабочий механизм БЕНЗИНОВОЙ ПИЛЫ – ПИЛЬНАЯ ЦЕПЬ. перемещающаяся по ШИНЕ (отсюда название – ЦЕПНАЯ ПИЛА ). ШИНА и ЦЕПЬ съёмные, поэтому их называют ГАРНИТУРОЙ. ПИЛЬНЫЕ ЗУБЬЯ имеют изогнутую форму, чётные загнуты в

одну сторону, нечётные – в противоположную. Зубья не «царапают» древесину, как ручные пилы, а вырезают квадратную соломку, которая тут же крошится в более мелкие опилки. На некоторых ЦЕПЯХ звенья с режущими зубьями чередуются со звеньями с ОГРАНИЧИТЕЛЕМ ГЛУБИНЫ РЕЗА. Такие ЦЕПИ менее производительны, но более безопасны. Они меньше склонны к ОБРАТНОМУ УДАРУ. поэтому на БЫТОВЫХ БЕНЗОПИЛАХ допустимо использовать только ЦЕПИ с ОГРАНИЧИТЕЛЕМ ГЛУБИНЫ РЕЗА.

основном ЦЕПИ с шагом 3/8 дюйма. подходящие для валки и раскряжёвки деревьев. Хотя БЕНЗИНОВЫЕ ПИЛЫ HUSQVARNA (модели 372XP, 365SP и другие) комплектуются ЦЕПЯМИ с шагом 0.325 дюйма. На отечественные «ДРУЖБУ» и «Урал» ставились ЦЕПИ с шагом 0.404 дюйма. сейчас таких практически не встретишь.

Основное правило – нельзя пилить затупленной ЦЕПЬЮ. её следует периодически править. Необходимость данной операции отслеживается по внешнему виду опилок: если они крупные и квадратной формы – цепь в хорошем состоянии если летит мелкая пыль – следует приступить к правке ЦЕПИ .

Для правки ЦЕПИ необходимы два напильника – круглый и плоский. Удобно воспользоваться специальным ЗАТОЧНЫМ ПРИСПОСОБЛЕНИЕМ. в котором есть НАПРАВЛЯЮЩАЯ. значительно упрощающая процедуру. Ещё лучше зажать ШИНУ в тиски. Последовательность действий такова:

- Плоским напильником подтачивают по направляющей ОГРАНИЧИТЕЛИ ГЛУБИНЫ РЕЗА. расположенные перед зубьями. Количество движений должно быть равным для каждого резца.

- Круглым напильником подтачивают режущую кромку каждого зуба. Если нет НАПРАВЛЯЮЩЕЙ. следует выполнять движения напильником строго параллельно кромке. Количество движений для каждого зуба также должно быть одинаковым.

Зубья точат через один – сначала те, у которых кромка направлена в одну сторону, потом остальные.

Приступая к правке, желательно отметить звено (маркером), с которого началась доводка.

НАТЯЖКУ ЦЕПИ контролируют следующим образом:

- следует положить ПИЛУ на ровную поверхность, взяться пальцами за звено, расположенное по центру ШИНЫ сверху и снизу, и потянуть вверх и вниз соответственно. ПИЛЬНАЯ ЦЕПЬ должна выйти из пазов с двух сторон на 3-5 мм. Если зазор больше или меньше, необходимо отрегулировать ШИНУ в соответствующую сторону.

Существует два вида натяжения ПИЛЬНОЙ ЦЕПИ.

КЛЮЧЕВОЙ – ЦЕПЬ регулируется с помощью специального винта, расположенного в передней части корпуса БЕНЗОПИЛЫ. плоской или крестообразной отверткой (распространён на большинстве моделей БЕНЗОПИЛ ).

БЕСКЛЮЧЕВАЯ НАТЯЖКА – с помощью РЕГУЛИРУЮЩЕГО РОЛИКА. расположенного на боковой крышке ПИЛЫ ( STIHL MS250C ).

Правильно натянутую ЦЕПЬ можно без особого усилия протянуть вдоль ШИНЫ ( предварительно сняв ПИЛУ с ТОРМОЗА ).

Все операции следует проводить только на остывшей ЦЕПИ. При пилении она нагревается и растягивается. Особое внимание необходимо уделить новой ЦЕПИ – примерно через 5 – 10 минут работы её обязательно следует подтянуть.

Длина и ширина ЦЕПИ зависит от используемой ШИНЫ. Чем ШИНА уже, тем пилить легче, но при этом снижается ресурс и прочность всей ГАРНИТУРЫ. Для разных задач оптимальны разные шины: для валки и раскряжёвки толстых деревьев – длинные ( 0,5-1,0 м .) для обрезки сучьев – покороче ( 25-35 см .). Большинство БЕНЗИНОВЫХ ПИЛ БЫТОВОГО класса комплектуются «универсальной» ( 35-45 см .) ШИНОЙ.

Важную роль играет форма концевой части ШИНЫ – у многих современных моделей она ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ. это снижает вероятность ОБРАТНОГО УДАРА при соприкосновении верхней передней части ШИНЫ с материалом. На отдельных моделях БЫТОВОГО класса на ШИНЕ установлен специальный КОЖУХ. закрывающий опасный сектор. Но толстое дерево такой БЕНЗОПИЛОЙ распилить будет проблематично.

ПИЛЬНАЯ ШИНА. также как и ЦЕПЬ. нуждается в надлежащем уходе. Периодически следует очищать пазы от опилок и грязи, иначе система смазки перестанет работать.

Чтобы износ пазов ПИЛЬНОЙ ШИНЫ был равномерным, её периодически переворачивают. Так как основная нагрузка во время работы приходится на одну часть ШИНЫ ( нижнюю), то паз этой части ШИНЫ может износиться быстрее.

При интенсивной работе следует регулярно заменять ПИЛЬНЫЕ ЦЕПИ. Дело в том, что ШИНА изнашивается в среднем в три раза медленнее, чем ЦЕПЬ. Поэтому в комплекте с одной ШИНОЙ лучше использовать три ЦЕПИ – так ГАРНИТУРА прослужит дольше.

В передней части ПИЛЬНОЙ ШИНЫ обычно располагается ВЕДУЩАЯ ЗВЕЗДОЧКА ( на некоторых БЫТОВЫХ моделях малой МОЩНОСТИ она отсутствует). В некоторых моделях ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО класса предусмотрена возможность её замены.

ВЕДУЩУЮ ЗВЕЗДОЧКУ ( если она установлена) нужно смазывать отдельно – масло на неё не попадает. Смазку закладывают в специальные отверстия, расположенные на конце ШИНЫ. возле ЗВЕЗДОЧКИ. Если ЗВЕЗДОЧКА отсутствует, смазку наносят на концевую часть ШИНЫ .

ЦЕПЬ и ШИНА в процессе работы нуждаются в постоянной смазке. Подача смазочного материала ( моторное или специальное адгезиозное масло) должна быть непрерывной, так как масло выдавливается из паза ШИНЫ и тут же впитывается опилками. Поэтому ЦЕПНЫЕ ПИЛЫ ( как БЕНЗИНОВЫЕ. так и ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ) оснащают системой АВТОМАТИЧЕСКОЙ СМАЗКИ.

На некоторых ПИЛАХ. обычно ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО и ФЕРМЕРСКОГО класса, скорость подачи масла можно регулировать. У самых дешёвых моделей встречается ручной насос с приводом от кнопки на рукоятке.

Для смазки ЦЕПЕЙ разработано специальное масло. Выполнив свои функции, оно быстро разлагается и никакой угрозы экологии не представляет. Однако подойдет и автомобильное минеральное масло М6, М8. Трансмиссионное масло нежелательно использовать, особенно в зимний период – не правильная вязкость может забить всю систему так, что придется прочищать её.

Многие производители советуют использовать для подготовки ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ ( бензин + специальная присадка ) бензин не ниже АИ – 92. Сразу возникает желание воспользоваться топливом с более высоким октановым числом, к примеру АИ – 95. Это одна из распространенных ошибок. 95-й бензин делают из 92-го. добавляя в него различные присадки. Они приемлемы для четырёхтактных автомобильных двигателей, а для двухтактных не подойдут, поскольку мешают маслу, входящему в состав топливной смеси, работать с максимальной продуктивностью.

Масло ( ПРИСАДКА ) для топлива тоже подойдет не всякое. В некоторых БЕНЗОПИЛАХ можно применять УНИВЕРСАЛЬНУЮ ПРИСАДКУ ДЛЯ ДВУХТАКТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ. Но большинству БЕНЗОПИЛ требуется специальная ПРИСАДКА к топливу, так как обороты у них на много выше, чем у мотоциклов и лодочных моторов.

В последнее время каждый производитель БЕНЗИНОВЫХ ЦЕПНЫХ ПИЛ рекомендует использовать для приготовления ТОПЛИВНОЙ СМЕСИ свои фирменные присадки ( STIHL, HUSQVARNA, ECHO, PARTNER ).

БЕНЗОПИЛА HUSQVARNA (ХУСКВАРНА) 395. ТЕХНИКА ПИЛЕНИЯ НОСОВОЙ ЧАСТЬЮ.

Неисправности и ремонт цепи бензопилы своими руками

Цепь – основная функциональная часть бензопилы. От её состояния напрямую зависит качество и скорость распила. Кроме того, неисправная пильная цепь является серьезной угрозой безопасности оператора инструмента. Поэтому при малейших признаках затупления, провисания, отсутствия смазки и пр. следует немедленно заняться ремонтом инструмента. Впрочем, практически любые из подобных неполадок можно исключить, своевременно проводя обслуживание бензопилы. А для этого необходимо разобраться с особенностями конструкции пильной цепи, а также правилами ухода за ней.

Содержание

Когда необходим ремонт цепи бензопилы?

От состояния пильной цепи зависит не только удобство и качество распила, но также и расход горючего и смазочных материалов. Кроме того, эксплуатация неисправной цепи может привести как к полному выходу из строя узлов инструмента, так и к травматизму. Поэтому перед началом работы обязательно нужно проверить состояние бензопилы, наличие масла и горючей смеси, а также целостность корпуса и работоспособность органов управления.

Срок службы цепи зависит от многих факторов – материалов, из которых она изготовлена, условий эксплуатации, манеры работы оператора и т.д. При нормальном режиме работы обслуживание профессиональной бензопилы проводится каждый день. Что касается домашнего инструмента, он используется не так интенсивно. Но к распилу всё же следует подготовиться, просушив и очистив материал от грязи и посторонних предметов.

Цепь бытовой бензопилы подлежит немедленному ремонту при появлении таких признаков, как:

  • замедление и затруднение распила
  • биение или повышенная вибрация пильной шины
  • неоднородность стружки
  • нагар на линии распила и стружке
  • характерный запах горелой древесины или перегретого металла
  • выделение пыли при распиле и т.д.

Если вы располагаете необходимым инструментом, знаниями и навыком, совсем необязательно обращаться при возникновении этих симптомов в сервисный центр #8212 натяжку, заточку и пр. можно выполнить самостоятельно. Непосредственный визуальный осмотр пильной цепи позволяет удостовериться в наличии неисправностей, а также выявить их степень и определить подходящий способ устранения.

Бензопила любит работу, поэтому не следует допускать её длительных простоев. Если инструментом ближайшее время вы работать не собираетесь, необходимо правильно подготовить её к хранению.

Ремонт бензопил своими руками: система смазки

Как правило бензопилой работают в далёких от чистоты условиях. И наиболее высоким нагрузкам при этом подвергается как раз пильная цепь. Её преждевременному износу препятствует система смазки инструмента, которая снижает разрушительный эффект нагрева и трения. Это не только увеличивает рабочий ресурс конструктивных узлов бензопилы, но и предотвращает растяжение цепи. Поэтому контроль над процессом смазки должен выполняться постоянно.

Бензопилы снабжаются масляным насосом, который забирает смазку из бака и подаёт его на цепь. Её конструкция включает специальные звенья – хвостовики. Проходя звёздочку шины они захватывают масло и распределяют его по всей длине цепи. Нижняя часть хвостовиков выполняется в форме крюка. Это позволяет снизить расход и потери смазочного материала. Для дополнительного удержания последнего хвостовики снабжаются дополнительными каналами и отверстиями. В распределении смазки также участвуют другие звенья пильной цепи, на которых для этой цели выполняются углубления особой формы.

Проверку качества работа системы смазки бензопилы провести несложно. При разгоне пильной цепи микроскопические частицы масла образуют след на поверхности обрабатываемого материала. Отсутствие такового говорит о том, что смазка на цепь не поступает. И наоборот, если при выключенном моторе смазка с неё буквально капает, это свидетельствует о необходимости прочистки паза шины, конструктивных отверстий и каналов цепных звеньев и регулировке масляного насоса .

Перед покупкой и установкой новой цепной гарнитуры следует убедиться в том, что система смазки бензопилы способна с ней справиться. Для улучшения же процесса смазки можно использовать современные масла на растительно-полимерной основе.

Устранение неполадок тормоза цепи

Инерционный тормоз цепи предназначен для мгновенной остановки хода при заклинивании цепи и обратном ударе. Последний возникает при касании концом или верхней частью шины обрабатываемого материала. В момент резкого отброса шины тормоз останавливает движение цепи, не прекращая работу двигателя. Поэтому после его срабатывания необходимо выключить мотор, после чего выполнить разблокировку.

При сработавшем тормозе чашка сцепления ведущей звёздочки шины блокируется. При этом мощности двигателя достаточно, чтобы провернуть сцепление. В результате его кулачки будут стираться о чашку, а сам механизм – нагреваться. Вследствие этого могут оплавиться пластиковые элементы – привод масляного насоса, крышка сцепления и т.д. Если продолжить работу на включенном тормозе, появится характерный дым и запах, а саму пилу, скорее всего, придётся ремонтировать. Подобная ситуация может возникнуть при защемлении цепи в обрабатываемом материале, если оператор попытается освободить её, увеличивая обороты двигателя.

Если крышка инерционного тормоза оплавилась, её необходимо заменить. Ведь без неё система будет работать некорректно. При оплавленном приводе масляного насоса становится невозможной подача масла на цепь. Поэтому данный элемент, равно как и изношенные или поврежденные детали сцепления также подлежат немедленной замене.

Производители бензопил рекомендуют проверять инерционный тормоз при каждом запуске двигателя. Если он неисправен, работа инструментом становится небезопасной, а его ресурс сокращается, что в ближайшем будущем приведёт к непредвиденным финансовым расходам.

Регулировка натяжения пильной цепи

Профессиональный вальщик никогда не начнёт работу бензопилой, пока не проверит натяжку цепи. Если она будет слабой, гарнитура при движении будет болтаться, соскакивать с шины и вполне может лопнуть. Чрезмерное натяжение также не сулит ничего хорошего – увеличенные нагрузки на двигатель и стремительный износ конструктивных элементов критически снижают рабочий ресурс инструмента.

В большинстве моделей натяжка пильной цепи фиксирует шину. Это значит, что если она будет недостаточной или чрезмерной, шина будет иметь увеличенный люфт, либо её звёздочка окажется зажатой и не сможет двигать гарнитуру.

Процедура натяжки пильной цепи выполняется по следующему алгоритму:

Для этого примерно по середине шины в верхней её части цепь берётся за зубец и вертикально подтягивается. При оптимальном натяжении около трети хвостовика останется в пазу шины, а сама цепь свободно вращается рукой. Если нет, значит она перетянута или ослаблена.

Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо убедиться в том, что бензопила выключена и её случайный запуск полностью исключён.

Для этого нужно провернуть цепь рукой вдоль линии рабочего хода. Если гарнитура ослаблена, в нижней части шины вы заметите провис.

Этот узел располагается внутри фиксирующей шину крышки, которая находится возле тормозной муфты. Следует отпустить гайки-фиксаторы и провернуть натяжитель (регулирующий болт ) до достижения нормального качества натяжки при сохранении плавности хода цепи и необходимого шарнирного люфта.

Запрещается менять цепь или выполнять её регулировку в нагретом состоянии. При охлаждении металл сжимается, поэтому отрегулированная таким образом гарнитура может деформировать шину или вывести из строя двигатель.

Заточка цепи бензопилы

Это, пожалуй, самая сложная задача при обслуживании пильных цепей. Для выполнения заточки понадобятся:

  • напильники (круглый и плоский)
  • оправка
  • калибр.

Заточка цепи производится непосредственно на пильной шине. Для этого с учётом угла заточки фаски (10-30 о ) на режущую кромку зуба выставляется оправка. Главное при выполнении процедуры соблюдать этот угол. Сам напильник при этом должен устанавливаться перпендикулярно шине так, чтобы соблюдался небольшой выступ над зубом. Заточка выполняется строго поступательными движениями. При завершении работы с одним резцом, цепь прокручивается так, чтобы обеспечить достаточное пространство для работы со следующим.

После обработки резцов можно приступать к правке ограничителей. Если они выступают, цепь будет «гладить» материал, ну а при слишком заглубленном положении пила будет застревать в нём. Правка ограничителей выполняется с помощью калибра, который устанавливается на режущую кромку. Его торцевая планка с прорезью должна находиться на уровне ограничителя, в противном случае последний подтачивается.

Для заточки пильных цепей не всегда удобно использовать наборы, поставляемые в комплекте с инструментом или же подручные средства. Если резцы основательно затуплены, резонно использовать специальный станок – он может быть как ручным, так и электрическим.

При заточке резцов и правке ограничителей следует выполнять равное количество движений напильником с идентичным прикладываемым усилием. Зубья цепи должны быть одинаковыми, иначе её ход будет неровным, а сама она может растрескаться или лопнуть.

Обслуживание пильной цепи – одна из важнейших задач, стоящих перед оператором инструмента. От того, насколько качественно установлена и заточена гарнитура, напрямую зависит эффективность и безопасность работы. Добиться существенного увеличения срока службы инструмента можно следуя рекомендованным производителями бензопил алгоритмам натяжки и заточки цепи, а также поддерживая тормозную и смазочную системы в исправном состоянии.

Заточка пильной цепи, видео

Источники: http://www.eletos.ru/articles/109/2382.html, http://dm-st.ru/neispravnosti-i-remont-tsepi-benzopilyi-svoimi-rukami-2





Комментариев пока нет!

Поделитесь своим мнением